Новости
12.04.2018

Итоги круглого стола "Автопроизводство в Украине: от расцвета до полного уничтожения"

Участники круглого стола, среди которых президент УСПП Анатолий Кинах, председатель парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, президент «УкрАвтоПром» Михаил Резник, председатель правления корпорации «УкрАВТО» Александр Козис, заместитель председателя правления «УкрАВТО» Олег Папашев, председатель Федерации работодателей автомобильной отрасли Олег Боярин и др. обсудили критическое состоянии, в котором находится отечественный автопром.

Как указано в отчете ассоциации «УкрАвтоПром», автопроизводство в Украине работает только на 1,8% от созданных мощностей. В прошлом году автотранспорт отечественного производства охватил лишь 7% первичного рынка по сравнению с 42% в 2008 году, экспорт за десять лет почти обнулился. Из двенадцати автосборочных заводов в Украине работают только семь. За последние годы прекратил существование Кременчугский автосборочный завод корпорации «АИС», завод компании «Випос» в Херсоне, Ильичевский завод автоагрегатов, на котором производил автомобили ЗАЗ. Только в легковом сегменте отрасли потеряны мощности по производству 135 000 авто в год.

Но еще десять лет назад национальный автопром, в который было инвестировано около 1 млрд долларов США, создавал до 4% ВВП страны и обеспечивал до 900 млн. долларов валютных поступлений за счет экспорта. Предприятиями автомобилестроения перечислялись налоги, эквивалентные 820 млн долл. в год. Углубляя локализацию производства продукции, отрасль создавала мощный импульс для развития других секторов машиностроительного комплекса страны.

Падение производства привело не только к значительному сокращению количества предприятий, но и рабочих мест, объемов налогов, а также - уменьшению поступления валюты в страну. Количество рабочих мест за десять лет сократилась в разы - с 37 тыс. до 8 тыс. работающих, и такая тенденция продолжается.

«Количество потерянных рабочих мест больше, поскольку одно рабочее место в автопроме создает до 8-10 рабочих мест в смежных отраслях. Мы потеряли около 200 тыс. рабочих мест», - отметил президент УСПП Анатолий Кинах.

Ситуация в сфере автопроизводства ударила по финансовому положению компаний. На начало года долги ЗАЗа перед банками составляли 3 млрд грн и 24 млн долл., корпорация «Богдан» задолжала банкам более 4 млрд грн, а долги «Еврокар» составили 2,7 млрд. грн. При том, что до кризиса ЗАЗ инвестировал в производство 380 млн долл., «Богдан» - 345 млн долл., «Еврокар» - 250 млн долл. В этом году может обанкротиться ряд украинских автопроизводителей, которые не смогут выжить в текущих экономических условиях.

«Мы еще десять лет назад предупреждали власть, что если не принимать меры, мы потеряем отрасль. К сожалению, в государстве в этом нет системного управления, стратегического видения. Мы заложники ситуации, когда власти проще предлагать меры, которые дадут быстрый результат и не готовы делать на долгосрочную перспективу, что невозможно «продать» электорату. Следует менять представление, восприятие», - сказал председатель Федерации работодателей автомобильной отрасли Олег Боярин. «Нужно менять отношение. Что за позиция «я не буду платить налоги, потому что у нас плохие дороги»? Если их не платить, то дорог и не будет. Да, нужны нормальные налоги, которые платили бы все, но не может только одна часть общества платить все, а другая - ничего. Нам нужны лучшие условия для бизнеса, чем на Кипре. Нужно, чтобы сюда было выгодно инвестировать», - добавил он.

«Правительство рассказывает о том, как трудно взять очередной транш МВФ на 1-1,5 млрд долл., В то время как наша отрасль, включая производство автобусов, не только автопром, десять лет назад давала налогов 1,6 млрд. долларов», - сообщил председатель правления корпорации «УкрАВТО» Александр Козис.

«Необходимо отдать предпочтение отечественному производителю при закупке через тендер, обеспечить преференции инвестору, который создает рабочие места, как это происходит в мире, подготовить соответствующие программы развития автопрома», - заявил он.

Во время круглого стола представители автопрома отметили, что на сегодняшний день на внутреннем рынке присутствует значительное количество автомобилей, произведенных в Узбекистане, который может демпинговать благодаря государственной поддержке (освобождение от налогобложения и т.д.). «Узбекистан, который в 90-м году не имел собственного автопроизводства, сейчас идет тем путем, который прошла Украина, развивая свой автопром. Если первый миллион авто он произвел за 15 лет, то второй - за пять. Он производит 200 тыс. автомобилей в год. Пришли MAN, General Motors, Citroen и другие крупные инвесторы. Сотня модефикаций легковушек, грузовиков и автобусов », - отметил Александр Козис.

Кроме того, значительный ущерб наносят так называемые «евробляхи», которых насчитывается в Украине 300-600 тыс. единиц.

Инициаторы сегодняшнего круглого стола убеждены, что украинский автопром еще имеет шанс на выживание.

«Украинское производство может восстановить и даже нарастить собственные мощности - нужны антикризисные меры со стороны государства, ряд налоговых, таможенных стимулов, комплексная программа развития автомобилестроения. Деловое сообщество разработало собственные предложения для правительства и парламента. Собственно, в Раде находится уже ряд законопроектов, которые, в случае их принятия, облегчат жизнь украинской промышленности, в том числе - автопрома», - говорит президент УСПП.

«Сегодня мировой автопром ищет производственные площадки, и Украина может стать одним из таких площадок, сотрудничая с лидерами мирового автопрома. Это обеспечит надлежащий технологический уровень страны, позволит создать рабочие места и наполнить бюджет всех уровней налогами», - отметил президент« Укравтопром »Михаил Резник.

Те конкурентные преимущества, которые сегодня предлагает наша страна - географическое положение, ЗСТ с ЕС и дешевая рабочая сила - создают значительные возможности для локализации производства на территории Украины. Но для развития производств, которые являются локомотивами современных успешных экономик, необходимо создавать особый инвестиционный климат со значительными преимуществами перед соседними странами.

Ассоциация «Укравтопром», УСПП и Федерация работодателей автомобильной отрасли обеспокоены процессами упадка автопроизводства в стране и требуют от руководства государства осуществить неотложные меры по его возрождению.

В резолюции участники круглого стола обращаются в Верховную Раду Украины:

- в первом полугодии 2018 внедрить фискальные и таможенные стимулы для участников индустриальных парков, создать условия для компенсации затрат на подключение к сетям коммунальных служб, приняв законопроекты №2554-д и 2555-д;

- инициировать пакет стимулов по созданию рабочих мест в отраслях с высокой добавленной стоимостью, в т.ч. производстве автомобилей (на базе законопроекта №8145 от 16.03.2018). А также законодательно обеспечить проведение закупки за государственные средства автомобильной техники исключительно отечественного производства, отменить акцизный налог на кузова для промышленной сборки легковых автомобилей и принять законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине» №8160 от 19.03.2018 и законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине» №8159 от 19.03.2018 г.. Кроме того, нужно урегулировать ситуацию с бесконтрольным и нелегальных ввозом автомобилей в иностранной регистрации в Украине.

К концу 2018 участники круглого стола просят разработать и принять:

- законы «О стимулировании производства экологического транспорта и его составляющих в Украине» и «О поддержке отечественного автомобилестроения путем создания автомобильного кластера».

Участники обратились в Кабинет Министров Украины с просьбой до конца первого полугодия 2018 разработать и принять концепцию развития автопрома, социальную программу предотвращения трудовой миграции населения за границу и программу восстановления в Украине профессионально-технического образования, в которой будет предусмотрена подготовка кадров для промышленного производства и автомобилестроительной отрасли.

Правительство должно разработать и реализовать механизмы по компенсации инвестору средств за создание инфраструктуры (энерго- и водоснабжения, подъездные дороги и т.д.).

В Государственном бюджете Украины должны быть предусмотрены расходы на формирование уставного капитала Экспортно-кредитного агентства и его финансирования.

Министерство экономического развития и торговли просят срочно начать переговоры с Еврокомиссией по досрочной либерализации импортных пошлин ЕС на автомобили, произведенные в Украине.

Современное автомобилестроение в промышлено развитых странах является одной из ключевых отраслей, влияющих на стабилизацию процессов экономического и социального развития общества, обеспечивая высокий показатель добавленной стоимости (более 70%) и создавая дополнительные рабочие места.

Ассоциация «Укравтопром», УСПП и Федерация работодателей автомобильной отрасли обеспокоены процессами упадка автопроизводства в стране и требует от руководства государства осуществить неотложные меры по его возрождению.

  • banner